Итоговое сочинение (изложение)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Итоговое сочинение (изложение) - условие допуска к ГИА.

Итоговое сочинение нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию с привлечением примера (-ов) из литературного материала.

Сроки написания итогового сочинения в 2025-2026 учебном году

Основной срок

Дополнительные сроки

3 декабря 2025 года

4 февраля 2026 года

8 апреля 2026 года

 

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию вправе писать выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лица со справкой об обучении.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10:00 по местному времени.

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

К написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году в дополнительные даты (в первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:

а) обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

б) обучающиеся и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;

в) участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

г) участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиесяосваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны –в образовательные организации, выбранные экстернами для прохождения ГИА. Указанныезаявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итоговогосочинения (изложения).

Особенности формирования комплектов тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банк тем итогового сочинения.

Каждый комплект включает шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

  • соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
  • соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
  • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях

На официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФГБНУ «ФИПИ») https://fipi.ru/ в разделе «Итоговое сочинение» размещены следующие материалы: структура закрытого банка тем итогового сочинения, комментарии к разделам банка, образец комплекта тем итогового сочинения, критерии оценивания, методические рекомендации.

Приказ ИС № 1288.pdf(4.93 МБ)(скачать)(посмотреть)
Примеры новых формулировок литер тем.pdf(135.41 КБ)(скачать)(посмотреть)
Комментарии к разделам банка тем ИС.pdf(216.7 КБ)(скачать)(посмотреть)
Критерии оценивания итогового сочинения.pdf(224.41 КБ)(скачать)(посмотреть)
Методические рекомендации ИС.pdf(1.96 МБ)(скачать)(посмотреть)
Образец комплекта тем.pdf(200.09 КБ)(скачать)(посмотреть)
письмо Рособрнадзора от 24.10.2025-№-04-363.pdf(253.07 КБ)(скачать)(посмотреть)
Порядок проведения ГИА 11.pdf(4.92 МБ)(скачать)(посмотреть)
Правила заполнения бланков ИС.pdf(4.77 МБ)(скачать)(посмотреть)
Структура банка тем ИС.pdf(185.01 КБ)(скачать)(посмотреть)